Участие Фонда в инвестиционных проектах

 

1. Критерии отбора инвестиционных проектов Фонда

Фонд участвует в реализации Инвестиционного проекта в случае, если проект соответствует нижеуказанному второму критерию и одному и более из нижеперечисленных критериев:

  • соответствует основным направлениям индустриально-инновационной политики Республики Казахстан в соответствии с Государственной программой форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан и иным государственным программам;
  • показатель чистой приведенной стоимости по проекту имеет положительное значение (NPV>0), при этом значение должно быть подтверждено результатами финансового анализа Фонда и при необходимости независимым экспертом;
  • проект имеет минимальную доходность, которая не ниже средневзвешенной ставки вознаграждения банков второго уровня по банковским вкладам, рассчитываемая согласно Расчету средневзвешенной ставки вознаграждения;
  • направлен на наращивание технологического потенциала организаций, повышение качества и рост объема производства продукции и услуг, углубление переработки сырья и материалов, выпуск высокотехнологичной продукции, при этом производительность труда по проекту должна быть не ниже среднеотраслевых показателей по результатам отчетов независимых консультантов;
  • направлен на сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест, на получение максимального социально-экономического эффекта для соответствующего региона, предполагает импортозамещение, при этом количество создаваемых рабочих мест в проекте должно быть не ниже среднеотраслевых показателей по результатам отчетов независимых консультантов;
  • инициирован Правительством Республики Казахстан;
  • включен в перечень инвестиционных стратегических проектов, утверждаемых Правительством Республики Казахстан.

 

  1. Поступление инвестиционного предложения в Фонд и рассмотрение

Фонд организует прием инвестиционных предложений в письменной форме по форме согласно Форме инвестиционного предложения по Проекту.

Если Инвестиционный проект не удовлетворяет целям и задачам Фонда согласно внутренних документов, регулирующих инвестиционную деятельность Фонда, то Фонд уведомляет Заявителя письмом-отказом за подписью курирующего члена Правления.

Если Инвестиционный проект соответствует критериям отбора инвестиционных проектов и соответствует целям и задачам Фонда, то Фонд проводит экспресс-анализ Инвестиционного проекта. Для проведения экспресс-анализа и структурирования инвестиционного проекта Инициатор проекта по запросу Фонда направляет дополнительно к заявке бизнес-план и пакет документов в соответствии с требованиями Фонда по соответствующей форме (Перечень документов, необходимых для проведения экспертизы инвестиционных проектов, Требования к структуре и содержанию бизнес-плана инвестиционного проекта).

Процедуры, составляющие процесс отбора и финансирования проектов, включают:

  • прием и рассмотрение заявок на Инвестиционные проекты;
  • разработка условий реализации Инвестиционного проекта;
  • принятие решения о финансировании Инвестиционного проекта, заключение Договора либо Договора о совместной реализации проекта;
  • приобретение Фондом пакета акций/доли участия в уставном капитале инвестируемой организации (далее – ИО);
  • освоение ИО денежных средств, вкладываемых Фондом в рамках суммы участия Фонда;
  • участие представителей Фонда в органах управления ИО;
  • мониторинг Инвестиционных проектов.

 

В рамках анализа Проекта Фонд проводит следующие мероприятия:

1)         закупку услуг по привлечению независимых консультантов в соответствии с внутренними документами Фонда (при необходимости);

2)         экспертизу Проекта (в том числе анализ финансово-экономических показателей, юридическая чистота проекта, техническая часть и т.п.);

3)         детальный анализ Инициатора;

4)         поиск и привлечение стратегического партнера;

5)         согласование с ДОЗО независимой оценки бизнеса, оценки стоимости акций/доли уставного капитала в создаваемом юридическом лице;

6)         структурирование сделки финансирования с учетом полученных заключений от СП Фонда, определение условий выхода из Проекта;

7)        расчёт финансовых показателей Проекта, в том числе расчет средневзвешенной стоимости капитала (WACC) для целей инвестиционной оценки в соответствии с Расчетом средневзвешенной стоимости капитала (при необходимости);

8)         осуществляет выезд на место предполагаемого объекта строительства/на место бизнеса;

9)   иные необходимые мероприятия по проекту.

 

  1. Фонд не рассматривает поступившее инвестиционное предложение при выявлении одного из ниже указанных случаев:

1) установлено несоответствие Инициатора и/или Проекта положениям и условиям Инвестиционной декларации АО «Инвестиционный фонд Казахстана», условиям инвестирования в соответствии с  Регламентом и иным внутренним документам Фонда;

2) представлена заведомо ложная информация при формировании пакета документов или в ходе проведения инвестиционной экспертизы;

3) существует просроченная, свыше 90 (девяносто) дней, непогашенная задолженность по привлеченным у третьих лиц займам или платежам в бюджет, за исключением предложений по реструктуризации задолженности по действующим Проектам Фонда;

4) установлено участие в недобросовестных сделках, финансовых махинациях и т. п. как самого Инициатора, так и должностных лиц Инициатора;

5) заявитель находится на стадии санации или подвергнут процедуре банкротства.

В случаях, предусмотренных подпунктами 3) настоящего пункта, рассмотрение Инвестиционного проекта допускается по решению Уполномоченного органа Фонда.

 

4. Финансирование проекта

Финансирование Фондом проекта производится путем осуществления оплаты доли уставного капитала инвестируемой организации в соответствии с решением Уполномоченного органа Фонда и Договора о совместной реализации проекта (далее – ДСРП) и/или Договором.

Участие Инициатора в проекте собственными средствами должно составлять не менее 20% от общего объема инвестиций в рамках Проекта. Данный пункт не распространяется на проекты, инициируемые Правительством Республики Казахстан, Единственным акционером или Фондом.

Срок участия Фонда в Инвестиционном проекте определяется в соответствии с бизнес-планом проекта, а также с конъюнктурой рынка, но не более 10 (десяти) лет, если иное не определено решением Уполномоченного органа Фонда.

Фонд принимает решение о выходе из Инвестиционного проекта (в том числе о досрочном выходе) на условиях получения наибольшей прибыли. Фонд вправе выбрать любой способ защиты своих прав, включая способ выхода из Инвестиционного проекта, исходя из экономической целесообразности, в соответствии с условиями заключенного ДСРП или Договора. Решение о выходе Фонда из проекта, а также о способе выхода, принимается уполномоченным органом Фонда.

5. Управление инвестициями

Основной целью управления инвестициями Фонда является повышение стоимости акций/доли участия в инвестируемой организации (далее – ИО) и обеспечение максимальной доходности путем продажи акций/ доли участия в ИО, в соответствии с приоритетами, целями и задачами Фонда.

Основными задачами управления инвестициями Фонда являются:

  • Управление ИО через Общее собрание участников/акционеров, Совет директоров/ Наблюдательный совет ИО для принятия решений, отражающих интересы ИО и Фонда;
  • Мониторинг и объективное отражение финансовых, экономических, операционных показателей деятельности ИО;
  • Анализ эффективности управления ИО исполнительным органом ИО по финансово-экономическим показателям;
  • Подготовка предложений по дальнейшему развитию ИО;
  • Контроль исполнения условий ДСРП или Договора, отражающего условия реализации проекта;
  • Внесение предложений по изменению и/или дополнению условий реализации проекта, приостановке финансирования Инвестиционного проекта и продаже акций/ доли Фонда в ИО, и других вопросов, входящих в компетенцию ИК, Правления и Совета директоров Фонда;
  • Внедрение лучшей практики корпоративного управления.

В своей деятельности Представители Фонда руководствуются законодательством Республики Казахстан, внутренними документами Фонда, ДСРП и/или Договором, учредительными документами ИО, а также решениями их органов, а также настоящим Регламентом.

Избрание/досрочное прекращение полномочий кандидатур Представителей Фонда для участия на общем собрании акционеров/участников ИО и органах управления (Совет директоров/Наблюдательный совет) ИО определяет уполномоченный орган Фонда. Для участия на общем собрании акционеров/участников ИО курирующим членом Правления Фонда Представителю Фонда выдается соответствующая доверенность, оформленная согласно законодательству Республики Казахстан.

Реструктуризация

1. Условия для проведения реструктуризации проектов

Фонд может предъявлять к Должнику и (или) Проектам следующие условия для проведения Реструктуризации:

1)         усиление контроля Фонда за финансовой, операционной, хозяйственной и управленческой деятельностью Должника путем заключения соответствующих соглашений в соответствии с ВД Фонда;

2)        наличие решения суда о проведении процедуры реабилитации;

3)         предоставление личных гарантий акционеров/участников/конечных собственников Проекта в качестве дополнительного обеспечения исполнения обязательств Должника перед Фондом;

4)         наличие бизнес-плана/плана оздоровления с детальным описанием мер оздоровления Проекта:

5)         введение представителей Фонда в штат и/или органы Должника;

6)         участие Фонда в уставном капитале Должника с целью погашения задолженности Должника перед Фондом;

7)         частичное единовременное погашение Должником и (или) инвестором задолженности по Проекту;

8)         участие Фонда в поиске инвестора, партнера с целью погашения задолженности Должника перед Фондом;

9)         готовность предоставления/обеспечения Должником и/или его акционерами/участниками либо его аффилиированными лицами:

  • гарантий в качестве дополнительного обеспечения исполнения обязательств Должника перед Фондом;
  • участия в проекте новых партнеров, инвесторов;
  • дополнительного обеспечения исполнения обязательств Должника, свободного от обременения третьих лиц (в т.ч. арестов, ограничений и иных притязаний);

10)       выполнение иных условий Фонда.

11)      количество пролонгаций срока финансирования Должника не должно превышать 3 (трех) раз.

 

2. Способы реструктуризации проектов

Фонд может применять следующие способы Реструктуризации (комбинация нескольких способов или одного):

1)         изменение срока финансирования, при этом срок финансирования не должен превышать более 10 (десяти) лет с момента поступления проекта в Фонд;

2)         изменение размера ставки вознаграждения по Договору займа;

3)         изменение очередности погашения задолженности;

4)         изменение лимита финансирования (суммы займа/инвестирования);

5)         дополнительное финансирование (в т.ч. выдача гарантий) в целях завершения строительства, запуска предприятия, пополнения оборотных средств, закупа дополнительного оборудования и т.д.;

6)         реклассификация (пересмотр) ранее удержанных платежей с целью погашения просроченного вознаграждения/инвестиционного прироста и/или неустойки (пени, штрафов), с последующим направлением данных денег на погашение основного долга/суммы инвестиций;

7)         реклассификация (пересмотр) ранее капитализированных в основной долг вознаграждений с последующей отменой капитализации и возвратом данным деньгам статуса вознаграждений;

8)         изменение графика погашения;

9)         прекращение, временное приостановление начисления требований, списание части суммы задолженности по вознаграждению и/или инвестиционному приросту, неустойки (пени, штрафов) и/или отмена иных штрафных санкций, а также иной задолженности (расходы по охране залогового имущества, оплате услуг по оценке, командировочные расходы и другие расходы).

10)  списание части суммы основного долга по Инвестиционному проекту при полном единовременном погашении Должником и/или Инвестором остатка основного долга в соответствии с Договором.

11)       изменение размера и порядка погашения пени, штрафов и комиссий;

12)       приостановление мероприятий, связанных с взысканием задолженности;

13)       предоставление согласия на смену собственника в случае наличия потенциального инвестора (продажа акций, доли в уставном капитале).

14) предоставление Должником отступного на основании Соглашения об отступном.  Размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливаются сторонами

15) заключение мирового соглашения.

3. Процесс проведения реструктуризации проектов

Процесс проведения реструктуризации Проектов включает в себя осуществление следующих последовательных мероприятий:

1)         прием пакета документов от должника;

2)         анализ и оценка текущего состояния проекта по результатам мониторингового/экспертного заключения ДИП и/или по инициативе Должника;

3)         подготовка заключений структурных подразделений Фонда, в том числе сводного заключения ДИП с выводами структурных подразделений;

4)         вынесение вопроса о Реструктуризации Проекта на рассмотрение Уполномоченного органа Фонда;

5)        разработка плана мероприятий по оздоровлению проекта в рамках утвержденной процедуры реабилитации (при необходимости);

6)         процедуры по проведению Реструктуризации Проекта.

 

Прием пакета документов:

Работник Фонда принимает от Должника пакет документов согласно  Перечню документов по заявкам юридических лиц для реструктуризации Проекта, необходимому для рассмотрения структурными подразделениями Фонда. Прием пакета документов осуществляется на основании акта приема-передачи, составленного и подписанного между Работником Фонда и Должником.

Проект рассматривается органами УО Фонда в следующей последовательности:

1)         ИК Фонда;

2)         Правление Фонда;

3)         Совет директоров Фонда;

4)         Уполномоченный орган Холдинга.

При принятии решения о Реструктуризации в первую очередь учитывается социально-экономический эффект, который будет получен в регионе в результате реализации и/или оздоровлении проекта:

  • увеличение/сохранение/восстановление количества рабочих мест (занятость населения, снижение безработицы);
  • внедрение инновационных технологий (повышение конкурентоспособности отрасли); рост числа высококвалифицированных работников;
  • увеличение объемов производства (повышение уровня развития региона);
  • стабильность выплаты заработной платы работникам (повышение уровня жизни населения региона);
  • увеличение выплаты в государственный бюджет налоговых и иных обязательных платежей; увеличение экспортного потенциала и другие показатели, демонстрирующие эффект улучшения развития региона.

Указанные факторы имеют приоритетное значение по сравнению с фактором возврата задолженности Должника перед Фондом.

4. Мониторинг

Мониторинг реализации Инвестиционного Проекта проводится для своевременной и объективной диагностики финансового со­стояния (мониторинг) Проектов, выявления проблем и изучения причин их образования.

Мониторинг Проектов проводится с целью анализа Фондом следующих параметров:

1) фактический ход выполнения работ/планов инвестиционной или эксплуатационной фазы;

2) мониторинг и объективное отражение финансовых, экономических, операционных, технологических показателей деятельности Компании;

3) своевременное исполнение отлагательных условий, финансовых обязательств Инициатором по Договору/ДСРП и иным договорам;

4) своевременное выявление тревожных сигналов и выявление отклонений от плана реализации Проекта на инвестиционном этапе.

Представители Фонда и/или ответственный сотрудник соответствующего СП Фонда на основе предоставляемых ИО форм финансовой отчетности анализируют:

1) доходность ИО;

2) финансовую устойчивость и кредитоспособность;

3) эффективность использования капитала и активов;

4) уровень самофинансирования;

5) качество исполнения бюджета;

6) качество выполнения задач, определенных ДСРП и/или Договором.

При этом, в случае необходимости, Представитель Фонда может затребовать от ИО дополнительную информацию, включая первичные бухгалтерские документы и отчетность в государственные органы.

ИО ежегодно предоставляет в Фонд финансовую отчетность по итогам года, а по компаниям по которым аудит является обязательным предоставляется финансовая отчетность, подтвержденная аудиторским заключением. Внешний аудит должен быть проведен в течение пяти месяцев по окончании финансового года. Указанные сроки могут быть изменены в зависимости от требований права страны, под юрисдикцией которого зарегистрирована ИО. В случае выявления существенных отклонений от запланированных мероприятий по реализации проекта и влекущих ухудшение финансового состояния ИО, нарушение условий Договора и/или ДСРП, показателей Бизнес-плана/ТЭО, иные негативные события для проекта данный отчет выносится на рассмотрение ИК Фонда.

Для осуществления контроля над надлежащим исполнением ИО/Должником своих обязательств перед Фондом и эффективного управления проектом Фонд проводит расширенный мониторинг по проекту, в котором используются следующие виды мониторинга:

1)      мониторинг платежной дисциплины;

2)      текущий мониторинг;

3)      финансовый мониторинг;

4)      мониторинг залогового обеспечения/имущества принятого на баланс Фонда в счет исполнения обязательств должника;

5)      мониторинг исполнения обязательств нефинансового характера.